Пн-вс: 10:00—20:00
whatsapp telegram vkontakte email

Отличительные черты национального костюма удмуртов для мужчин и женщин

Утморт (удмурты) — финно-угорский народ, живший с древности между реками Вяткой и Камой, делится на северную и южную ветви. Вятская земля — родина северных удмуртов вошла в XV в. в состав Великого княжества Московского. Эта группа удмуртов восприняла русскую культуру и ее традиции. Южные удмурты с X в. находились в составе Волжско-Камской Булгарии, с XIII в. — Золотой Орды (позже — Казанского ханства). Потому в их культуре преобладало влияние тюркских традиций (например, украшение женской одежды серебряными монетами).

Народный костюм Удмуртии

Традиционные повседневные одежды и обувь

Костюмы народностей, населяющих северную и южную территории Удмуртии, различны. Издревле одежда изготавливалась из простых добротных материалов: овчины, холста или сукна. Женщины с юных лет обучались ткать, шить и вышивать. Молодая мастерица до замужества набивала свой сундук нарядами собственного изготовления, которых насчитывалось около 40 штук. Они предназначались для будущего мужа и новой родни. Все представители народности имели несколько комплектов национального костюма удмуртов:

  • каждодневная одежда;
  • праздничная;
  • облачение для обрядов (погребальные, свадебные).

Удмуртская обувь – это ботинки (ката), лапти (кут), валенки (гын сапег), сапоги из кожи (сапег). Женские, мужские и детские облачения делались особым образом. Отдельные элементы костюмов разнились, наделялись своей символикой, несущей определенную функцию.

Женские

Народный удмуртский женский костюм состоит из рубашки-туники (дэрем), кафтана-халата (шортдэрем), передника (айшет), головного убора из бересты (айшон). Североудмуртская женщина носила белую холщовую тунику со съемным, затейливо вышитым нагрудником (кабачи). Сверху она надевала беленый кафтан или халат с поясом и передником, но уже без грудки. Одеяние северянок во многом походило на облачение народов Пермского края.

Удмуртка-южанка поверх рубахи надевала приталенный камзол или же безрукавку и фартук с грудкой, а на низ – штаны. Ткани использовались пестрые, заимствованные от татарских соседей. Кабачи носили замужние дамы. Позднее нагрудники стали делать из кусочков вышитой ткани, которые украшались монетами и пуговицами. Зимой женщина-удмуртка носила более теплый костюм, дополняя его верхней одеждой:

  • шубой из овчины;
  • отрезным по талии кафтаном-туникой с ложными вшивными рукавами. Его накидывали на плечи либо надевали, а рукава затыкали сзади, продевая руки в прорези.

Впервые выгонять корову в доме мужа молодая жена обязана была именно в кафтане с ложными рукавами. При этом удмурты считали, что чем длиннее рукава, тем состоятельнее молодка.

Рукава рубахи для женщин расшивались яркой вышивкой, которая использовалась в качестве оберега, защищающего от черного глаза. Когда вышивальщица заканчивала работать, она ставила на одежду свой чук из нескольких ниток, как клеймо мастера. Другим мастерицам такие облачения запрещалось копировать.

Мужские

Комплект для сильного пола удмуртской народности напоминает русский костюм. Такая схожесть в облачении естественна для соседей. Мужской ансамбль включает:

  • светлую полосатую рубаху до колена с ремнем на талии или же с узорчатым пояском;
  • свободные по крою холщовые выбеленные (либо синие) брюки;
  • рубашечный воротник – украшался вышивкой;
  • тканый пояс – считался оберегом и нес обрядовую функцию;
  • в холодный период надевали на рубаху приталенный удлиненный кафтан, тулуп из сукна либо овчины в пол с огромным воротом.

Мужчина-ремесленник подпоясывался сыромятным толстенным ремнем, имеющим пряжку из меди и железные скобы для инструментов.

Мужской удмуртский наряд на каждый день изготавливался из грубых простых тканей. Для пошива рубах костюма северных удмуртов чаще использовали лен. Южане предпочитали коноплю.

Детские

Детский национальный костюм удмурты-малыши почти всегда донашивали за старшими. Ношенная материнская рубашка становилась первой одеждой маленькой девочки, а отцовская – мальчика. Грубая, многократно постиранная ткань делалась мягкой и идеально подходила для нежной детской кожи.

Немного истории…

Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет. Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы. В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.
Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники. Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.

Праздничные одеяния

Праздничный мужской удмуртский костюм – белая рубаха с вышитыми красными нитями, идущими полосками вдоль рукава, по вороту, подолу изделия. Брюки шились из черной ткани или синей. Пояс делали широким в красном цвете или пестрым. Одежда для молитв – рубашка нательная и белый кафтан изо льна прямой спереди, приталенный сзади.

Костюм удмуртской девушки для свадьбы был преимущественно белым. Праздничный кафтан шился из плиса, украшался тесьмой. Свадебный сюлык (белая расшитая холстина) вышивался черной нитью, декорировался кистями по бокам.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой. Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику. Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Национальные головные уборы

Многослойность всегда была присуща национальным костюмам. Для удмуртов это тоже типично. Южные девушки облачались в сложные головные уборы:

  • шапочки с высоким лбом (айшона);
  • налобные повязки, украшенные бусинками и ленточками;
  • платки, расшитые и отделанные бахромой;
  • когда замужняя женщина становилась матерью, она надевала вышитое полотенце, закрепляя его сверху косынкой.

Костюм удмуртской девушки с севера включал холщевую шапочку (такья), которая декорировалась монетками и кумачом. Девочки-подростки надевали круглую такью. Взрослея, они меняли ее на продолговатую. Еще молодые девушки носили повязки с блестками и лентами, а также платки из беленых тканей. Замужние женщины дополняли тюрбан полотенцами, вышитыми красными нитями. Пожилые удмуртки вместо берестяного айшона (кокошника) носили пелькышет (шапочку с длинными концами), который покрывали платком.

Удмуртский костюм для мужчин был дополнен суконным колпаком в форме цилиндра. Зимой они носили теплые овчинные шапки. Эти уборы были пошиты по типу малахая.

Отличительные черты национального костюма удмуртов для мужчин и женщин

Любая одежда, помимо своего прямого назначения – защиты человека от погодных воздействий, несет дополнительную функциональную нагрузку. Защитная символика, наносимая на ткань, сделала национальный костюм удмуртов своеобразным оберегом от невзгод и злых чар. Благодаря отдельным элементам, можно определить пол, возраст, статус, религию человека, облаченного в народное одеяние.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

История и особенности

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.

Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.

В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.

Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

Ткани и цвета

Цвета удмуртского национального костюма – белый, черный, красный, охра, индиго. На севере преобладали первые три оттенка. Полихромную расцветку предпочитали на юге. Ткани простые для повседневной одежды – холст, сукно, овчина. В XIX веке для выходных нарядов использовали шелковые и атласные ткани.

Государственный флаг Удмуртской Республики выполнен в черно-бело-красной палитре.

Национальный костюм удмурта – одежда добротная, яркая, многогранная, но с постоянными народными элементами. Наряды разнятся не только по типу использования (праздничная, повседневная или обрядовая), но и в зависимости от территориальной принадлежности населения, будь то сдержанные северяне с русским влиянием или яркие южане, многое позаимствовавшие для национального костюма от татар и башкир.

Современный мужской, женский, детский костюмы

Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду. Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами. Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.

Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах.

Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.

С чем носить меховые туфли

Армянский национальный костюм

Этнофутуризм в современной удмуртской моде

В статье впервые с позиции идеи и философии этнофутуризма рассматривается деятельность ведущих удмуртских дизайнеров одежды. Охвачен период 1990-х и 2000-х годов, в котором были различные тенденции в создании удмуртской одежды, как сценической, так и повседневной. Рассматриваются такие модельеры как Л. А. Молчанова, Т. Н. Москвина, Полина Кубиста, Дарали Лели, Зоя Лебедева. В качестве источников используются различные интернет публикации об удмуртской моде и собственные наблюдения автора.

Ключевые слова

: этнофутуризм, этномода, удмурты, финно-угры, современная удмуртская культура, национальная одежда, Дарали Лели, Polina Kubista.

Этнофутуризм как направление в современной культуре финно-угорских народов берет свое начало в 1989 году, когда в среде молодой эстонской интеллигенции родилось данное слово, автором которого считается Свен Кивисилдник. С тех пор, на территории Эстонии, Финляндии и России проводилось большое количество конференций, фестивалей, симпозиумов и других мероприятий, посвященных этнофутуризму. Этнофутуризм стал объектом исследований культурологов, искусствоведов и литературоведов, на эту тему защищено уже несколько кандидатских диссертаций. Стоит отметить, что основными проявлениями этнофутуризма до сих пор считаются работы художников и литераторов, чаще всего представителей финно-угорских народов. Однако, это не совсем правильно. Ведь этнофутуризм давно перешел рамки финно-угорского мира и стал распространяться практически повсеместно на территории России, в культурах различных народов. В то же время, этнофутуризм совершенно не обязательно может развиваться в рамках только художественного и литературного направления. Известно, что еще на самой первой этнофутуристической конференции в Тарту, в 1994 году одной из главных целей этнофутуризма было поставлено создание малочисленным народом собственной городской культуры, с использованием массовой культуры в том числе. Поэтому, нам стало интересно рассмотреть, как же этнофутуризм развивается в такой популярной сфере современной культуры, как дизайн одежды, в каких формах присутствует он в моде Удмуртии, региона, в котором этнофутуризм развивался наиболее активно.

Перед тем как начать обзор, необходимо отметить, что на данный момент самым популярным и известным модельером, называющим свой стиль этнофутуризмом, является Дарья Разумихина. Она является владельцем собственной одноименной торговой марки, существующей с 1998 года. С 2010 года она имеет свой интернет-магазин и шоу-рум «ЦЕХ Дарьи Разумихиной» в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД». Примечательно, что она разрабатывала также костюмы для Театра русской песни Надежды Бабкиной. Ее коллекции показывались в Норвегии, Швейцарии, Великобритании, Голландии. Ее костюмы хранятся в Парижском Музее моды и костюма Гальера. «Коллекции создаются из традиционных для RAZU MIKHINA материалов: русские кружева и тесемки, настроченные на ткань всегда в разных и новых комбинациях и образующие драгоценную парчу, только натуральные ткани, аппликации с использованием различных фольклорных мотивов, оригинальные аксессуары и нестандартные решения. Разумихина, художник-орнаменталист, создает живописную, ярко декорированную одежду, близкую по приемам к этническому костюму за счет использования различных комбинаций декоративных элементов, нашиваемых на ткань» — именно так характеризуется одежда дизайнера на официальном сайте марки [4]. Исходя из всей этой информации становится ясно, что на данный момент этого дизайнера можно считать флагманом российского этнофутуризма, представляющем это направление на самом высоком уровне.

Если же перейти конкретно к урало-поволжскому региону, то в первую очередь хочется обратить внимание на Удмуртию, так как именно здесь этнофутуристическое движение набрало наибольшую популярность еще в 1990-х годах, породив появление нескольких масштабных этнофутуристических фестивалей и бурное развитие этнофутуризма как направления в художественной культуре, литературе, музыке, этнотуризме и т. д. Первым удмуртским «этнофутуристом» в области дизайна одежды является Л. А. Молчанова. Именно она работала художником по костюмам к фильму «Тень Алангасара» и после этого реконструировала древнеудмуртский костюм начала нашей эры, при этом еще и защитив на эту тему кандидатскую диссертацию [2]. Затем она создавала костюмы для этнографических удмуртских ансамблей, сотрудничала с режиссером Ольгой Александровой, сшив костюмы для молодежного театра «Иднакар» и театра обско-угорских народов «Солнце», ее коллекции показывались на этнофутуристических фестивалях в Ижевске. В данный момент она является доцентом УдГУ и продолжает работу над новыми коллекциями. C 2003 года на факультете удмуртской филологии УдГУ начинает работу студия молодежной этнической моды «Неофолк», творчество которой также можно назвать этнофутуристическим. «Задача студии — не дать угаснуть этой исторической памяти, не дать раствориться ей в так называемой «массовой культуре» гласит концепция студии [3]. Коллектив становился дипломантом первого и второго этнофутуристического юмшан-фестиваля «Новая песня Древней Земли» в 2003, 2004 году. Отметим, что коллекции «Неофолка» были также ориентированы в основном на специальные показы, нежели на повседневное использование, как и проекты Л. Н. Молчановой. В одежде этого периода доминировали мифологические, древнеудмуртские мотивы, геометрическая удмуртская символика.

Однако, со временем ситуация в этномоде Удмуртии начинает меняться. Происходит это благодаря появлению новых, молодых дизайнеров, таких как Полина Кубиста и Дарали Лели. В 2008 году выпускница УдГУ Полина Булдакова берет себе псевдоним «Кубиста», что в переводе с удмуртского значит «капуста», и начинает создавать свою линию одежды. Продюсер Павел Поздеев в том же году покупает некоторые ее вещи для музыкальной группы «Малпан» и со временем она начинает обретать большую популярность в удмуртском мире и за ее пределами. Стоит отметить, что на данный момент марка Polina Kubista известна как в России, так и зарубежом, особенно в Финляндии. В июле 2012 года модельер открыла собственный шоу-рум в Ижевске. Полина Кубиста также является участницей Международной недели моды Aurora Fashion Week в Санкт-Петербурге. Принципиальным отличием продукции Кубисты от предыдущих удмуртских этномодельеров является то, что ее можно носить в повседневной жизни, а не только на сцене или в фильме. Отсюда и больший коммерческий успех данной марки. «Стиль Polina Kubista — это сочетание женственности и универсальности, изящества и удобства, этнического и интернационального.

Многослойность, необыкновенные стилевые решения, игра с цветом и фактурами — особенная черта коллекций» — написано в официальной группе марки Вконтакте [6]. На данный момент, по ее примеру движется целая плеяда молодых модельеров. Это Дина Derem, Ольга Vuzher, Никита Inwoo, Катерина Сюан, Вера Кузнецова, Ксения Чимали, Надя Сапожникова и другие. Работы практически всех удмуртских дизайнеров, развивающих национальный материал, можно приобрести в еще одном шоу-руме Ижевска «ДаралиЛавка», владельцем которой является Алёна Петрова (Дарали Лели). Переводчик, писатель, сценарист, культурный менеджер, диджей Дарали Лели, открывшая в 2012 году собственное модельное агентство «Mademoiselle Oudmourte» является одной из самых значимых фигур национальной удмуртской моды. Важной чертой ее деятельности является привнесение новейших тенденций мировой авангардной культуры в удмуртское общество, попытка синтеза гламура и удмуртского национального колорита. Она же является организатором фестиваля удмуртской моды «Эль ныл». Интересно, что Дарали Лели в студенческие годы писала дипломную работу на тему «Этнофутуризм в удмуртской литературе». «Деревня, признавая удмуртский язык умирающим, еще реже стала уделять внимание национальным журналам, книгам на родном языке, а подключилась к интернету, стала покупать на базарах блестящие в стразах платья, лакированые туфли и золотые сумки. Единственно правильным способом уцелеть стало схватить остатки национальной гордости и приноровиться к законам гламура» — пишет она в своей статье «Этнофутуризм vs. гламур» [1]. Однако, несмотря на отрицание самого термина «этнофутуризм» и его перспектив, деятельность Дарали Лели по своей сути вполне соответствует концепции этнофутуризма и решает те цели, которые ставили основатели этнофутуристического движения.

Также этнофутуристическими по своему характеру и направленности можно назвать работы З. М. Лебедевой из села Бураново и Татьяны Москвиной из села Малая Пурга. В художественном пространстве Ижевска и Удмуртии, да и шире — в Поволжье и больших культурных центрах страны Лебедеву хорошо знают как создателя уникальной техники плетения панно из растительного сырья. В основу изделий ложатся любые травы, собранные на лугах Удмуртии. Большим успехом пользовались ее выставки «Бӧлякъёс», «Актуальная этнография». Среди работ З. М. Лебедевой не только плетение из трав, ею была создана коллекция этно-фантазийных шапок, кукол-«онгонов», коллекций лоскутных платьев, проведено большое количество перфомансов, в том числе на самых первых этнофутуристических фестивлях в Удмуртии.

Пожалуй, самым авторитетным удмуртским модельером на данный момент является Т. Н. Москвина. Долгое время она работала реставратором в Республиканском музее изобразительных искусств, изучала народный удмуртский костюм во всем его многообразии. На основе традиционных знаний ею были созданы коллекции удмуртских платьев, дукесов, головных уборов и т. д. Знаменитый ансамбль «Бурановские бабушки» заказывает костюмы только у Татьяны Никитичны, собственного дизайнера и модельера. «Я в национальном платье хожу, из современных тканей шью платья, которые когда-то носили в Удмуртии. Эта традиция сохранилась в деревнях нашего Малопургинского района, в некоторых деревнях Алнашского и Киясовского районов. Сейчас современные сельские жители носят турецкий или китайский ширпотреб, и не потому, что он им особо нравится. На рукоделие просто не остаётся времени» — рассказывает она в одном из своих интервью [5]. Своей деятельностью, созданием удмуртской одежды, которая не только подчеркивает национальную удмуртскую самобытность, но и имеет удобные и практичные современные качества Т. Н. Москвина борется с этой ситуацией. Этнофутуризм в одежде от Т. Н. Москвиной проявляется во всём: например, используя современные ткани, заказанные из Индонезии и Китая, она создаёт платья с традиционным удмуртским фасоном и кроем. А дукесы, также имея этнографическую точность в форме и деталях, благодаря интересным цветовым решениям становятся актуальными предметами гардероба молодой девушки, наравне с современными пальто.

Подводя итог этому краткому обзору, хочется выделить несколько основных выводов. Во-первых, несмотря на нечастое присутствие названия этнофутуризм по отношению к национальной моде, нельзя отрицать наличие данного направления в Удмуртии. Как и в случае с художниками и писателями, сами авторы могут не знать о существовании каких-либо направлений и не задумываться о их названиях. Однако их творчество при этом может органично вписываться в это направление, в его основную идею. Во-вторых, этнофутуризм в удмуртской моде можно условно разделить на два периода: 1990 — первая половина 2000-х и вторая половина 2000х — наши дни. Если для первого периода было характерно обращение к древнеудмуртскому костюму, мифологическим мотивам, авангардным, сценическим костюмам, не предназначенным к повседневному использованию, то второй период меняет эту тенденцию, делая попытки коммерческого использования национальных удмуртских мотивов в современной одежде, создавая вещи с удмуртским колоритом для обычных людей, городских и деревенских жителей. Хочется отметить, что в настоящее время всё чаще можно увидеть на улицах удмуртских городов и деревень девушек в современных модных национальных костюмах, разработанных местными удмуртскими дизайнерами, модно становится использовать в качестве аксессуаров традиционные удмуртские украшения: например мониста, но уже из современных монет, поскесы в качестве браслетов и т. д. Всё это говорит о том, что создание современной городской культуры, с целью которого и была разработана идея этнофутуризма, находит свое отражение и развитие в национальной удмуртской одежде.

Литература:

Ссылка на основную публикацию
Похожее