Пн-вс: 10:00—20:00
whatsapp telegram vkontakte email

Национальный костюм евреев: история, описание и интересные факты

Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи?

Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.

Евреи – народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам).

Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи – близкие родственники, примерно как русские с поляками.

Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи.

Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы.

Людям современным и далёким от религии – а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях – она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной».

Как выглядит национальный костюм евреев?

Черные сюртуки, шляпы, пояса – эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка – круглая шапочка.

Однако это далеко не все детали еврейского гардероба.

Как выглядит национальный костюм евреев?

Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.

национальный костюм евреев

Расцвет государства и одежда

В национальном костюме евреев древности есть немало элементов, которые были заимствованы у других народов. Этот факт обусловлен историческими причинами – тогда одежда евреев больше напоминала одеяния арабских кочевников. Когда евреи переселились на другой берег Иордана, они сохранили простоту в повседневных вещах. Несмотря на тот факт, что первый правитель израильтян – царь Саул – не отличался склонностью к роскоши, именно во времена его правления одежда евреев начала отличаться богатством, яркостью и разнообразием. На этот факт повлияла добыча, которую Саул приносил из военных походов. После того как царь был убит, его место занял Давид. Во время его правления национальный костюм евреев стал еще богаче и разнообразнее. Повсеместно стали использоваться украшения.

Особенности цветовой гаммы

Одеяние иудеев не отличается яркостью и разнообразием оттенков. Костюм сдержан, можно даже сказать, строг. В двадцатом столетии, разъехавшись по маленьким городкам, евреи боялись привлечь к себе внимание «аборигенов», поэтому о броском наряде даже речи не было.

Цвет иудейского одеяния можно описать одним словом – нейтральность. Наибольшей популярностью пользуется черный оттенок. В холодные дни евреи облачаются в костюм, выдержанный в синем или коричневом цвете. В летний период, чтобы спастись от удушающей жары, они надевают белоснежные вещи.

Заимствования из других культур

Давид любил окружать себя роскошью и богатством, наступило время подъема израильского государства. Одежда богатых представителей общества становится особенно пышной. Однако через время восстания и междоусобицы подточили стабильность в стране, и Израиль распался на две части. Сначала в Иудее правили ассирийцы, а в 788 г. н. э. – вавилоняне. Если исследовать, как выглядели в национальном костюме евреи тех времен, можно заметить в их одеянии немало элементов, характерных для убранства ассирийцев. Во времена же «вавилонского пленения» одежда иудеев практически не отличалась от одеяния вавилонян. Позднее она еще не раз поменяется под воздействием римской и греческой культур.

Мужчины под низ одевали шерстяную рубашку, а наверх – полотняную. Рукава могли быть как длинными, так и короткими. Обязательно носился пояс. У знатных людей этот элемент одежды изготавливался из шерсти или же льняной ткани, расшивался золотом, а также украшался драгоценными камнями и пряжками. Представители низших сословий носили пояса из кожи или войлока.

национальный костюм евреев фото окружающий мир

Немного истории

Как и любой национальный костюм одеяние евреев может похвастаться древними корнями и богатой историей. При его создании придерживались одной цели – представители нации должны легко адаптироваться в любой точке земного шара. Причина подобного желания вполне объяснима. Во многих странах евреев слегка недолюбливали.

Первые одежды создавались под воздействием вавилонских костюмов. Освободившись от оков рабства, иудеи продолжали носить по две рубахи (из полотна и шерсти), кафтан и широкий пояс.

Во времена правления царя Соломона одеяния евреев стали богаче и ярче. Для пошива одежды использовались воздушные ткани насыщенных расцветок. Костюмы декорировали драгоценными камнями и золотистыми узорами.

Знатные дамы вплетали жемчужные нити даже в прическу, чтобы подчеркнуть высокое положение в обществе. Постепенно роскошь стала исчезать из национальных одеяний. Вещи иудеев стали более сдержанными, исчез кричащий декор. Зато больше внимания уделяли отдельным элементам костюма.

Главное предназначение наряда в это время заключалось в том, чтобы подчеркнуть религиозность и принадлежность к конкретной общине.

В двадцатом столетии, чтобы слишком не выделяться из толпы, евреи позаимствовали одеяния у европейцев. В их гардеробе появились шляпы и длинные сюртуки. В подобном наряде не составляло труда слиться с местными обитателями любого провинциального городка в Европе. Даже когда во всем мире подобные предметы гардероба вышли из моды, иудеи продолжали их носить.

Верхняя одежда

Верхняя одежда у богатых иудеев делилась на два типа. После того как Израиль освободился от плена вавилонян, евреи стали носить одежду до колен и с рукавами, распахивающуюся спереди. Отделка таких кафтанов отличалась богатством. В холодный сезон были популярны кафтаны красного цвета с меховой оторочкой. На талии одежда украшалась пряжкой. На ее углах крепились кисти, которые назывались «цисес». Также существовал особый элемент еврейского национального костюма – нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной представлял собой две полосы из ткани, которые сшивались особым образом – чтобы шов был только на плечах. Оба куска материи спускались равномерно сзади и спереди. Этот нарамник был одним из важнейших атрибутов одежды священнослужителей и носил название ефода.

Традиционный наряд в современном обществе

Еврейский национальный костюм мужской и женский в наши дни не потерял актуальности и популярности. До сих пор во многих странах можно встретить еврея, облаченного в традиционные одеяния. Не отказались иудеи и от ермолки. Глубоко верующие по-прежнему носят накидки.

Вещи слегка упростились, но на торжественных мероприятиях евреи стараются появляться в одеяниях, идентичных с теми, что носили их предки.

На тематических фестивалях также часто встречаются традиционные костюмы Израиля. Девушки выступают в современных вариациях национального одеяния, поскольку в нем проще совершать активные движения.

Одеяние иудеек

Описание национального костюма евреев было бы неполным без рассмотрения женского гардероба. До начала царствования Соломона даже иудейки из богатых семей использовали простую одежду – такую, которую носили женщины еще в древности. С началом правления Давида вещи стали шить из прозрачных тканей, привезенных из разных стран – Египта, Финикии, Индии и Ассирии. Материал был дорогим, и потому из него шили наряды только женщины из зажиточных семей. Одежда, как правило, была длинной, со множеством складок. Чтобы создать напуск, элементы платья стягивали различными пряжками.

национальные костюмы народов евреи

Гардероб евреек из богатых семей состоял из нескольких предметов верхней и нижней одежды. Он стал особенно ярким и роскошным, когда к власти пришел царь Соломон. Нижняя одежда была до самых пят и обшивалась красивой каймой по краям. Ее носили в сочетании с дорогими поясами. Для выхода в свет поверх нее одевалось еще одно платье – ослепительно белого цвета, с широкими рукавами в складку. Пояс также украшался драгоценными камнями, золотом. Иногда вместо пояса использовались широкие кушаки, к которым с помощью золотых цепочек крепились небольшие мешочки с золотой вышивкой. Верхняя одежда, как правило, была ярко-пурпурного цвета или же расшитая узорами. Она могла быть без рукавов или же распашной с рукавами.

Одежда древних иудеев: всё по религиозным канонам

Кадр из польского кинофильма «Фараон». Царевич и его любимец Тутмос встретили в пустыне еврейку Сару. «Еврейка не будет ничьей любовницей!» — прибавила она с гордостью. «Даже любовницей писца у такого господина, который носит опахало над номархом Мемфиса?» — спросил насмешливо Тутмос». Как видите, одета она очень просто. Впрочем, возможно, в жарком Египте еврейские девушки одевались именно так…

И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый… Откровения Иоанна Богослова 19:8

Культура одежды.

Напомнила одна из читательниц «ВО», что давно не было статей про одежду… Продолжаем наш «покровный» цикл. Но заметим, что обычно в книгах по истории костюма сразу за одеждами Древней Греции идет одежда Рима. Но таким образом из «истории моды» исключаются костюмы многих древних народов, чьи наряды, возможно, и не оказали такого уж воздействия на мировую цивилизацию, но тоже были в чем-то значимы, по-своему интересны и имели определенное значение. Откроем, например, Библию. Там несколько раз упоминается одежда из виссона и, судя по контексту, она была очень качественной, тонкой, дорогой и престижной. Но откуда эта одежда распространилась по древнему миру? И подобных вопросов в истории костюма мы можем найти очень много. Поэтому не будем пренебрегать модой не только великого Рима, но и расскажем о том, как одевались народы, его окружавшие. В прошлый раз рассказ был о кельтах и германцах. Сегодня мы расскажем о том, какую одежду носили древние иудеи.

Прежде всего давайте посмотрим на источники нашей информации. Откуда мы знаем о том, во что и как они одевались? Источник сведений у нас есть, и он вполне достоверный. Это египетские фрески, на которых семиты изображены в длинных красивых одеждах, часто из полосатой ткани, похожих на египетские каласирисы. На ногах у мужчин простые сандалии. У женщин – что-то вроде закрытых ботинок. Мужчины носят бороды и волосы средней длины, женщины – длинноволосы, с лентами.

Фреска из гробницы Хнумхотепа II, относящаяся к XIX в. до н.э. и изображающая семитов, совершающих подношение номарху

Узнать об этом нам помогают изображения древних евреев на фресках из египетских гробниц. Так, семиты предстают на них в красивых длинных одеяниях, похожих на египетские каласирисы, но сшитые из полосатой ткани с красными и синими узорами на белом фоне.

Мужчины на фресках обуты в сандалии, а вот женщины показаны в закрытой обуви, похожей на ботинки. У мужчин волосы и бороды средней длины, у женщин — длинные волосы, перевитые лентами из светлой ткани. Подробное описание древнееврейской одежды более поздней эпохи дают нам и книги Священного Писания.

Фрагмент этой фрески

Первоначально еврейская одежда была сходна с древнеегипетской, но затем в ней появились и ассирийские заимствования. Первая шитая одежда, короткая туника кеттонет, носилась в качестве нижней одежды. Верхней одеждой служил длинный плащ сипла. Женские туники были традиционно длиннее и шире мужских. Штаны у мужчин были пошиты по персидской моде, и их евреи носили с давних времен, совершенно не попадая под влияние и греческой, и римской моды того времени.

Разнообразные ткани в древнюю Иудею поступали отовсюду: это был и египетский тончайший виссон, и вышитые вавилонские ткани, и финикийские, окрашенные в пестрые, преимущественно пурпурного цвета, не одобряемые религиозной иудейской традицией.

А вот столь откровенные одежды еврейские женщины в то время носить не могли. Но ведь перед нами жрица храма богини Ашторет, особы, весьма падкой на любовь, так что удивляться костюму ее прислужницы совсем не приходится! Да и фрески опять же наличие столь откровенных одежд у египтянок подтверждают

Простые люди из низшего сословия носили грубую одежду из овечьей шерсти. Знать верхнюю и нижнюю одежду, зимнюю, летнюю и праздничную различала в том числе и по названиям. Например, праздничная одежда называлась халифот.

Одежда в древности и, скажем так, вплоть до начала ХХ века, была очень дорогой и передавалась даже по наследству. В Библии часто встречаются описания одежды, преподнесенной в виде богатых даров или взятой в качестве трофеев после сражений. Даже по строгому иудейскому закону, обязывающему чтить шабат и не выполнять никакой работы в субботу, в порядке исключения разрешалось в случае пожара спасти из горящего дома одежду, оговоренную в специальном списке.

«Христос изгоняет торгующих из храма». Работа Гюстава Доре, величайшего из иллюстраторов всех времен и народов. Он был неподражаем в передаче светотени, но использовать его работы, в том числе и «Библию в иллюстрациях» в качестве иллюстративного источника по истории костюма, нельзя

Ткачеством занимались еврейские женщины, изготавливая их из льна и шерсти. Причем существовал любопытный запрет (шаатнез) на смешение нитей льняных и шерстяных. Носить такую одежду евреям в древности не разрешалось.

Чтобы шерсть была особенно белой, овец даже держали в домах. Теплые ткани делали из верблюжьей шерсти, хотя они были грубее, и из нее же шили и верхние халаты. Для одежды бедняков использовалась самая дешевая козья шерсть. С тканями из хлопка, поступавшими из Индии, иудеи познакомились уже позднее, в III-IV вв. нашей эры.

«Несение креста на Голгофу. Гюстав Доре здесь, кажется сделал все возможное, чтобы нельзя было точно определить ни место, ни время действия, ни национальность персонажей…

По религиозным понятиям, одежда должна была выглядеть скромно. Полагалось воздерживаться от роскоши, а пестрые восточные ткани раввинами единогласно осуждались. Традиции в одежде сохранились даже во время религиозных гонений. Запрещалось изменять костюм, чтобы скрыть свою принадлежность к еврейскому народу. Запрет этот имел исключения, но они четко регламентировались законом.

«Врачевание бесноватого» Гюстава Доре. Картина мастера, не так ли?

Собственно, в одежде древних евреев если и не все, то очень многое строго регламентировалось, причем не как-нибудь, а ссылками на божественное установление: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали заповеди Господни и исполняли их» (Числа, 15:37-39). Так что даже кисточки на их одежде, и те были не просто так, а от бога!

«Смерть Елиазера», рисунок для Библии Гюстава Доре 1866 г. Впечатляюще, но совершенно неисторично!

Самой нижней одеждой обычно служила набедренная повязка или юбка, после которой надевали тунику простого покроя с отверстием для головы. Позднее в качестве нижней одежды стали носить тунику и штаны. Туника стягивалась поясом из сложенной несколько раз материи, причем в ее складках таким образом получалось что-то вроде кошелька, где держали мелкие монеты. Длинную нижнюю тунику носили женщины, а также люди богатые и ученые евреи.

Немногое нам даст и более поздняя живопись, изображающая древних иудеев. Картина Ильи Репина «Воскрешение дочери Иаира». 1871 г. Русский музей

Выходя на улицу, знатные евреи надевали халлук — халат до колен, обычно с полосатым или клетчатым узором и отделкой по швам. Халлук лаван из белой ткани был одеянием священников. Замужним женщинам запрещалось показываться в обществе с непокрытой головой и вообще ей следовало поверх одежды еще и закутаться в накидку с головы до пят.

А. Куприн в своей «Суламифи» (1908 г.) очень точно описал наряд знатной еврейки, готовящейся предстать перед царем:

«Рабыни надели на нее короткую белую тунику из тончайшего египетского льна и хитон из драгоценного саргонского виссона, такого блестящего золотого цвета, что одежда казалась сотканной из солнечных лучей. Они обули ее ноги в красные сандалии из кожи молодого козленка, они осушили ее темно-огненные кудри, и перевили их нитями крупного черного жемчуга, и украсили ее руки звенящими запястьями… Легкое узкое платье из льняного газа, затканное серебром, вплотную облегало тело царицы, оставляя обнаженными руки до плеч и ноги до половины икр. Сквозь прозрачную материю розово светилась ее кожа и видны были все чистые линии и возвышения ее стройного тела, которое до сих пор, несмотря на тридцатилетний возраст царицы, не утеряло своей гибкости, красоты и свежести. Волосы ее, выкрашенные в синий цвет, были распущены по плечам и по спине, и концы их убраны бесчисленными ароматическими шариками. Лицо было сильно нарумянено и набелено, а тонко обведенные тушью глаза казались громадными и горели в темноте, как у сильного зверя кошачьей породы. Золотой священный уреус спускался у нее от шеи вниз, разделяя полуобнаженные груди».

Красиво, не так ли? Хотя понятно, что простым женщинам-еврейкам вся эта роскошь была недоступной.

Здесь одежда участников сцены выписана просто прекрасно. И неудивительно, ведь автор картины специально ездил за натурой в Палестину и написал там массу эскизов. «Христос и грешница» Василия Поленова, 1888 г. Русский музей

Что касается описания одежды еврейских первосвященников, то оно очень хорошо было дано в энциклопедии Брокгауза и Ефрона еще в 1891 г.:

«В отличие от других священников, ему присвоено было особое одеяние, главными частями которого были: 1) верхняя риза, вязанная из пурпурно-голубой шерсти, убранная снизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками; 2) эфод — короткая верхняя одежда с золотыми застежками на плечах, из которых на каждом было по камню ониксу с вырезанными именами 12 колен израильских; 3) нагрудник; прикреплявшийся голубыми шнурками и золотыми кольцами с двенадцатые драгоценными камнями, на которых также были вырезаны имена 12 копен (так называемые урим и шумим); 4) кидар (цаниф) — головной убор, на передней части которого была золотая дощечка с надписью: «Святыня Господняя». Как высший представитель закона, первосвященник должен был служить образцом законнической праведности, мог вступить в брак только с девицей и тщательно избегал всякого осквернения. Посвящение в сан первосвященника совершалось через излияние мирра на голову. В истории еврейского народа первосвященники играли большую роль и в смутные времена являлись главными спасителями народности и веры».

«Голова старого еврея». Василий Поленов. Эскиз к картине «Христос и грешница»

Из головных уборов известны шнур хеве, которым обвязывают голову, шарфы, которые оборачивались наподобие чалмы, свадебный головной убор жениха в виде диадемы — пеэр, и традиционная маленькая шапочка кипа, пережившая не то что века, а тысячелетия, а также шапки разнообразных форм, в разные времена, заимствованные… у соседних народов. Покрытая голова считалась знаком уважения, проявления которого особенно важно было соблюдать в храме и во время траура.

Женщины заплетали и завивали длинные волосы, пользовались гребнями из слоновой кости, прикрывали свои прически сетками из золотых нитей, что было особенно характерно для эпохи Римской империи. Как уже отмечалось, при выходе на люди головы покрывали накидками, капюшонами или покрывалами с вуалью, которые закрепляли с помощью повязок, плетеных шнуров или даже металлических обручей.

«Голова молодого человека в синем покрывале». Василий Поленов. «Христос и грешница»

Важен был цвет одежды, поскольку «цветовая речь» была в древности (да и сейчас, впрочем, тоже) была характерна для всех народов мира. У евреев в древности особо почитались такие цвета, как пурпурный, голубой, оранжевый и белый. Пурпурный считался цветом жизненной силы. Голубой считался цветом неба и духовной чистоты. Оранжевый был цветом огня, ну а белый – это цвет одежды иудейских первосвященников.

Р. S. Кстати, много интересной информации об одежде древних иудеев можно почерпнуть из той же Библии, «Ветхий завет», «Книга Исхода», 1:43, где приводится масса интереснейших подробностей!

Головные уборы

Чаще всего предмет, по которому ученикам задают подобрать фото национального костюма евреев – «Окружающий мир». Однако иногда такое задание можно получить на дом и по истории или культурологии. К любому из этих предметов можно подготовиться хорошо, если исследовать национальную одежду иудейского народа как можно подробнее. Для получения высокой оценки необходимо также рассмотреть, какие прически и типы головных уборов были приняты у евреев. В Сети или в учебниках можно найти немало картинок национального костюма евреев. «Окружающий мир» — это не самый сложный предмет, и юным учащимся не составит труда подготовиться к нему на «отлично».

На уроке можно упомянуть и тот факт, что длинные волосы раньше носили только юноши. У мужчин среднего возраста отращивать шевелюру было не принято. На более поздних этапах истории даже тех молодых парней с длинными волосами стали расценивать как женоподобных. И среди мужчин, и среди женщин лысина считалась позором.

Прическа замужней еврейской женщины. Шейтель

Шейтель

Шейтель, шейтль ( идиш שייטל ) — парик из искусственных или натуральных волос, который носят многие замужние еврейки, принадлежащие к ортодоксальному иудаизму . Парики носят всё время, вне зависимости от того, находится ли женщина одна, в компании других женщин, либо же в смешанной компании.

В Библии не содержится упоминаний париков, их ношение — традиция- минхаг . Особые женские головные уборы , характерные только для евреек, появились в XVII столетии, они разнились от региона к региону и в основном представляли собой чепцы . Парики из коричневого сатина распространились примерно в это же время, и мнения раввинов разделились по вопросу их допустимости. Популярность париков продолжала расти в XVIII столетии (тогда парики носили многие богатые европейки), однако с наступлением следующего века мода изменилась, и парик превратился в характерный элемент еврейского женского костюма. В середине XX века большинство евреек, за исключением пожилых приверженок ортодоксального иудаизма и ультраортодоксальных иудеек, перестали носить парики. В конце XX века шейтель снова стал более популярен, и его носит большинство ортодоксальных иудеек.

Большинство религиозных авторитетов, включая Маген Аврахама и Реме , разрешает парики, сделанные из искусственных волос или натуральных волос, не принадлежащих самой носящей. В случае, если иудейка живёт в сообществе, где не принято носить парики, считается, что носить шейтль не следует (к теологам, выступающим против шейтелей, относятся Хатам Софер , Иссахар Эйленбург и сефардско — мизрахский религиозный лидер Овадья Йосеф ). Многие хасидские раввины выступают против шейтелей, особенно сделанных из натуральных волос, с другой стороны, хасиды- хабадники считают парики наилучшим способом покрытия головы. В общинах сатмарских и сквирских хасидов замужним женщинам принято обривать голову и надевать парик. Некоторые общины требуют надевать на парик ещё и головной убор. Израильские ортодоксальные иудейки обычно предпочитают парикам платки и другие головные уборы.

Шейтели из натуральных волос могут стоить очень дорого, несколько тысяч долларов . В 2004 году в США возник скандал, связанный с производством шейтелей из волос, собранных индуистскими храмами в качестве пожертвований (в основном в храме Тирумалы Венкатешвары ). Несколько видных раввинов, включая Йосефа Шалома , объявили, что использование таких париков нарушает заповедь о запрете идолопоклонства . В 2021 году появился сайт ShayTell, собирающий отзывы на шейтели, аналогично Yelp .

Ортодоксальные иудейки в париках и косынках

Еврейка в шейтеле

Борода

Интересно, что стрижка бороды была запрещена законом. Точно так же, как и ассирийцы, иудеи уважительно относились к этому элементу имиджа. Борода считалась признаком богатства и достоинства. Также считалось, что только свободные мужчины могут ее носить. За бородами тщательно ухаживали при помощи масел, разнообразных благовоний. Считалось серьезнейшим оскорблением отхватить кому-либо бороду. Но если погибал кто-то из родственников или близких друзей, у иудеев был обычай рвать на себе бороду или даже полностью ее отрезать.

Евреи. Еврей

ЕВРЕ́Й . Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому х ебрайос ; византийское эврэос , которое, в свою очередь, происходит от ивритского самоназвания עִבְרִי ( иври ; Быт. 14:13; 39:14, 17; 41:12; Исх. 2:11; Втор. 15:12; Иона 1:9 и другие места). Буквальное значение названия иври — ` с той стороны` — оставляет неясным, имелась ли в виду река Евфрат или какой-либо иной географический рубеж (о возможных значениях названия иври см. также Авраам ).

От греческого х эбрайос происходит латинское х ебреус (hebraeus), к которому восходят английское х ибрю (Hebrew), немецкое х ебрэер (Hebräer), французское х ебрю (Hebreu), итальянское эбрео (ebreo), испанское эбрео (hebreo) и т. д. Русские названия «иудей» и «жид» восходят к греческому иудайос , которое происходит от ивритского יְהוּדִי (ие х уди ; Иер. 34:9; Зх. 8:23; Эсф. 2:5; 3:4 и другие места). К ивритскому ие х уди восходит, в свою очередь, и латинское йудеус (judaeus), от которого происходят английское джю (Jew), французское жюиф (Juif), немецкое йуде (Jude), польское жид (żyd) и т. д.

Изначальное название ие х уди относилось к потомкам (колену) Ие х уды (см. также Колена Израилевы ), впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Израильского царства название ие х уди потеряло специфическую связь именно с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или племенными границами. Говорившие на иврите евреи Эрец-Исраэль обычно называли себя Исраэль (`Израиль`), и начиная со времени Эзры последний термин почти полностью вытеснил в иврите все остальные названия.

В библейский период евреем являлся всякий, кто принадлежал к еврейскому национально-религиозному сообществу — даже если он не происходил от одного из колен Израилевых. Положение принципиально изменилось после возвращения из вавилонского пленения (538 г. до н. э.). Падение Израильского, а затем и Иудейского царств сопровождалось насильственным выселением завоевателями части еврейского населения и переселением в Эрец-Исраэль неевреев. Следствием этого были смешанные браки , угрожавшие дальнейшему существованию еврейского народа как самостоятельной этнической единицы, и ослабление национально-религиозного сознания у евреев, остававшихся в стране. В противоположность евреям, которые оставались в период изгнания в Эрец-Исраэль, евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения, обладали обостренным национально-религиозным самосознанием. Опасаясь ослабления национально-религиозного самосознания и у евреев, вернувшихся из Вавилона, Эзра потребовал от тех из местных евреев, кто желал сохранить верность еврейству, развестись с чужеплеменными женами (Эз. 9–10), поскольку, по его мнению, смешанные браки были одним из факторов отхода от иудаизма . Принадлежность к общине определялась теперь, в первую очередь, на основании религиозного критерия, и община признавала своими членами лишь тех, кто принимал на себя религиозные обязательства. Санкция Эзры позволила отделить еврейскую общину от маргинальных групп (например, самаритян ).

Волосы

Рассказ о головных уборах хорошо дополнит описание национального костюма народов. Евреи из простого народа носили на голове платки наподобие арабских или же просто перевязывали волосы шнурком. Зажиточные иудеи носили гладкие повязки в виде тюрбанов. Женщины из богатых семей носили на голове сеточки, украшенные жемчугом, поверх которых обычно набрасывалась вуаль, окутывавшая все тело. В длинные волосы нередко вплеталась нить жемчуга, драгоценные камни, золото и кораллы. Женщины всегда тщательно ухаживали за волосами – густая шевелюра очень ценилась. Косы спускались вдоль спины, а иногда обвивались вокруг головы. Богатые молодые девушки часто носили локоны.

Общие рекомендации

Еврейскую прическу с пейсами реально выполнить без посторонней помощи. Достаточно отрастить в области висков пряди желаемого формата. Удлиненные волосы принято завивать в локоны. Для этого используют плойку, закручивают влажную прядь на кусок материи или плотной бумаги.

Пейсы недостаточной длины рекомендуется подкрутить минимально. Длинные пряди завивают различным образом. Встречаются тугие локоны, сильно завитые прядки, разделенные на несколько частей. Как красиво завить длинные волосы, читайте на нашем сайте.

Внимание! Обладателям плохого роста волос, лысины, короткой стрижки не надо отчаиваться создать подобающий образ для особого случая. Для этого используют накладные пряди, которые часто закрепляют к шляпе

Костюм иудеев во второй половине XIX века

Если поискать изображения национального костюма евреев (картинки для детей можно найти как на соответствующей тематики порталах, так и в специальных книжных изданиях), то можно обнаружить два особенно важных элемента иудейского мужского костюма. Основными атрибутами традиционно считаются шали и шапочки. Шаль надевается во время молитв и выполняется в двух цветах. В одном из вариантов используется белый и голубой, в другом – белый и черный. Края шали дополняются кистями. Верхняя одежда у иудеев состоит из кафтана, плаща и длинного халата. Как правило, предпочитается черный цвет. В облике евреев часто присутствуют длинные пряди волос, пейсы, и бороды.

Украшения и обувь

Национальный костюм евреев содержит минимум дополнительных элементов и аксессуаров. Мужчины надевали пояс и в исключительных случаях галстук. Данная деталь наряда до сих пор вызывает у иудеев споры. Если его завязать, то получается форма креста. Приверженцев ортодоксальной веры, это пугает и отталкивает от ношения галстуков.

Барышни были большими любительницами шляпок. Большой популярностью пользовались бусы, их надевали в несколько рядов.

Обувь иудеев – это высокие и удобные ботинки, которые надежно фиксировались на ноге с помощью шнуровки. В летний период их надевали без носков. Зимой пользовались вязаными шнурками. Вернуться к оглавлению

Одежда женщины того же времени

Женщины-староверы обычно одевались в платья особого покроя, при помощи которого хорошо подчеркивалась форма женского тела. Частыми элементами платья были оборки, кружева и складки. Пышные рукава в области запястья застегивались на пуговицу. По своей форме они походили на баранью ногу, поэтому получили такое название. Воротник-стойка также украшался при помощи оборок и плотно охватывал шею. Вдоль подола женского платья шло несколько рядов пышного кружева. Спереди юбка была прямой, а сзади собиралась в складчатый шлейф. Если посмотреть на женскую фигуру в традиционном платье в профиль, то снизу она будет похожа на горку, одна сторона которой – отвесная, а другая – пологая. На талии женщины носили пояс, который был изготовлен из того же материала, что и само платье.

Интересный факт о выборе ермолки

У одного еврейского священнослужителя спросили, какую ермолку выбрать, если только начинаешь развивать свои познания в иудаизме, входишь в религиозную жизнь.

Он ответил, что нужно приглядеться к членам общины – какие кипы носят они, к какому течению принадлежат. А потом купить такую же ермолку, чтобы лучше влиться в сообщество, в котором тебе жить. Ведь добрые отношения в общине – залог выживания еврея во враждебном окружающем мире.

Интересно, что евреи стали более сплочёнными, чем какой-либо другой народ в мире. Для своих адептов в разных странах они обеспечивают лучшее образование, медицину и социальные программы. Да такие, что другие народы им завидуют и мечтают стать евреями.

Еврейский пример силы духа и бесконечной веры даёт надежду многим деятелям, идеи которых никак не могут получить одобрения и поддержки.

Кипа

Какой национальный костюм евреев будет полным без особой шляпки-«ермолки»? Иначе она называется «кипой». Это традиционный иудейский головной убор. Кипа в еврейской традиции символизирует скромность и послушание Всевышнему. На вид она представляет собой небольшую шапочку, которая прикрывает макушку. Ее носят как отдельно, так и под большой шляпой. Иногда кипу крепят к волосам при помощи заколок. Традиция носить ермолку уходит своими корнями в те времена, когда головные уборы были обязательным атрибутом богослужений. Тора предписывает служителям храма покрывать головы. Некоторые иудеи стали носить шапочку постоянно. С помощью этого они хотели показать, что все их поступки направлены на то, чтобы служить Всевышнему. Смысл ношения шапочки – продемонстрировать, что иудей осознает величие Бога и ценит его мудрость даже выше собственной головы.

какой национальный костюм у евреев

Мужской наряд

Представители сильного пола не любили находиться в центре внимания. Да и для «привлечения» женщин они использовали другие методики, а вовсе не яркий и вызывающий наряд. Евреи выбрали иной путь.

Национальный костюм мужчин отличается специфической элегантностью. Он подчеркивает брутальность и одновременно религиозность иудея.

Одеяние представляет собой накидку и традиционный сюртук, пошитый из черной материи. Официальное название накидки – талит катан. Без нее невозможно представить национальный костюм еврея. Изделие представляет собой прямоугольник белоснежной ткани с широкой прорезью для головы. По краям накидка декорирована кисточками, каждая из них имеет восемь нитей.

Бытует мнение, что талит катан – это верхняя одежда. Но это заблуждение! Порой мужчины надевают ее под рубаху. Неважно, каким образом носят накидку. Главное, кисточки должны располагаться поверх брюк. Вернуться к оглавлению

Одежда мужчин

Иногда школьники получают в качестве задания описать национальные костюмы народов России. Евреи – одна из самых многочисленных диаспор на территории страны. Численность их составляет порядка 254 тыс. чел. По некоторым оценкам, еще около 20 тыс. не стали во время переписи населения указывать свою принадлежность к какой-либо национальности. Сейчас наиболее характерными элементами гардероба иудеев являются темные сюртуки и брюки, а также светлые рубашки. Туристы, которые приезжают в Израиль, иногда с удивлением наблюдают за толпами иудеев в одинаковых черно-белых костюмах.

Спросите

Итак, как распознать еврея? Прямо спросить его об этом. Большинство евреев гордятся тем, кто они есть, и не скрывают свое происхождение. Многие полукровки даже не задаются вопросом, какую половину предпочесть: еврейскую или русскую, украинскую, белорусскую… И даже капля крови для них бесценна. Это, между прочим, нормальная человеческая реакция. Ведь евреи – это древний народ с богатой историей и культурными особенностями. Так почему бы не гордиться этим? Спросите их сами.

Но бывают случаи, когда люди стараются скрыть свое еврейское происхождение. И это не нормально. Например, в годы далекой перестройки у телеведущего Любимова прямо спросили об этом. И шоумен в прямом эфире перед всей страной поклялся, что ни он, ни его родители не евреи. Характерные черты, однако, присутствовали и в его внешности, и в поведении. Да и фамилия говорила сама за себя: Любимов производно от Либерман.

Женский костюм сегодня

Женщины также одеваются скромно, предпочитая темные или неяркие оттенки и добавляя элементы белого цвета. Даже для жаркой погоды женский костюм изготавливается из плотной ткани. Короткие или длинные юбки расцениваются как знак распущенности, поэтому средняя длина – до середины икр. Туфли обычно без каблуков. Еврейки редко пользуются косметикой или украшениями, а замужние дамы носят головной убор.

Даже среди религиозных женщин есть те, которые предпочитают одеваться красиво, однако при этом соблюдаются все правила приличия – никаких вырезов, декольте или мини-юбок. Манера одеваться в дорогие вещи присуща иудейкам с давних времен. Даже очень зажиточные мужчины одевались более чем скромно, в то время как их супруги носили пышные наряды. Но и евреи со скромными доходами, согласно традиции, должны были приобретать своим женам красивую и дорогую одежду. Таков современный национальный костюм евреев. На картинках (для детей такие иллюстрации — самое лучшее наглядное пособие) часто изображен упрощенный традиционный наряд, поэтому можно воспользоваться фотографиями из данной статьи, чтобы иметь представление об исторической одежде иудеев.

Материал и фасон

Еврейская культура во все времена была сосредоточена исключительно на городской жизни, поэтому национального костюма для крестьян просто не существует. В отличие от представительниц иных народностей, иудейки никогда собственноручно не занимались созданием материи для нарядов. Все ткани покупали на рынке.

Покрой традиционного костюма свободный и объемный. При этом не маскирует полностью фигуру, а элегантно очерчивает силуэт. Несомненно, данный факт относится к плюсам наряда. Ведь какой женщине понравится прятать свою фигуру под бесформенным балахоном.

Обоснование традиций

Отказ от состригания пеота, прядей на висках, не считается строгим запретом, предписанным представителям еврейского народа. Сохранение длины локонов относится к традициям, которые евреи склонны бережно сохранять. Многим европейцам интересно, зачем нужны эти нелепые локоны. Вариант направлен на достижение внешнего отличия иудея в многонациональной толпе.

Пейсы оставляют или имитируют с помощью накладных прядей многие верующие евреи. Длинные локоны обычно завивают. Пейсы сочетают с длинной или короткой шевелюрой. Элемент символизирует принадлежность к вере, почитание требований Торы.

Пряди по бокам могут иметь разную длину. Некоторым достаточно оставить локоны до подбородка. Иные отращивают пряди, спускающиеся до пояса. За пейсами трепетно ухаживают, считая элемент отличительной особенностью и достоянием еврея.

Образ иудея считается неполным без характерной шляпы. Небольшая ермолка, едва прикрывающая макушку, более крупный вариант в черном цвете с полями или штраймл в меховом исполнении. По характерному головному убору получится точно сказать о принадлежности к иудаизму.

Традиционные черты разных религиозных направлений

Ортодоксальные евреи считают постоянное ношение ермолки обязательным. Консерваторы ограничиваются синагогой и временем приема пищи. У хасидов кипу закрывает меховая шапка. Иудеи-реформисты не считают наличие на голове еврея шляпы необходимым. Нерелигиозные люди надевают ее во время траура, празднования совершеннолетия. При служениях богу в синагоге такой головной убор обязателен.

У ашкеназских евреев кипа имеет четыре или шесть клиньев (отсюда название: четырех-, шестиклинка). При этом все они темных цветов, чаще – черного. У сефардов ермолка не так скромна: она имеет вышивку, орнамент и может быть яркого оформления. Евреи-хасидисты поверх кипы надевают шляпы. Их ермолка чаще белого цвета, что обозначает знакомство с каббалой. Хабадники предпочитают черные шестиклинные модели. Сионисты носят сругу (шапочку из вязаного полотна), а те, кто старательно изучают каббалу – вайсе ярмулку (проще говоря, белую кипу). Для хасида праздничным головным убором является штраймл, выполненный из черного бархата, имеющий украшение из меха соболя либо чернобурки.

Считается, что по религиозным соображениям мальчики начинают носить кипы с 13 лет, однако сегодня часто можно увидеть младших детей с этим атрибутом на голове. Для них приобретается специальная маленькая кипа. Дети литваков носят шестикленные кепки – вариант, чем-то похожий на каскет.

В эллинистическом мире еврею, ведущему утреннюю молитву, разрешалось находиться с непокрытой головой. Было обычным делом, когда значительные раввины накидывали на голову еврейский платок. В средние века для демонстрации своей благочестивости они крепили к голове кипу (это предписывалось Шулхан арухом).

Вязаная сруга сионистов

Ермолка с орнаментом и вышивкой для сефардов

Кипа ашкеназских евреев

Белая кипа под шляпу для хасидистов

Черная шестиклинка хабадников

Для детей

Еврейский платок

Особенности еврейского костюма

Национальному еврейскому наряду удалось, пройдя сквозь века, сохранить свою самобытность и уникальность, даже несмотря на то, что многое в нём было позаимствовано из одежды других народов. Традиционная одежда представителей этой нации отличается скромностью и сдержанностью. Современные, далёкие от религии люди могут даже посчитать её старомодной.

Цветовые оттенки

Многообразием и насыщенностью цветовой палитры традиционная еврейская одежда не отличается. В период расселения по небольшим европейским городам в XXI евреи старались одеваться как можно проще и сдержанней, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Справка! Характерной особенностью еврейского национального костюма считается нейтральность. В жаркое время года представители этой нации предпочитали носить белую одежду, а в холодную погоду — наряды преимущественно синего и коричневого цветов.

Ткани и фасон

Еврейская культура всегда основывалась на городской жизни. По этой причине крестьянских моделей национального еврейского наряда не существует.

Еврейским девушкам никогда не доводилось прибегать к самостоятельному изготовлению ткани для пошива различных предметов гардероба. Необходимые для этого ткани в большинстве случаев покупали на рынках.

Разновидность приобретаемой для этих целей ткани зависела от достатка и особенностей местной моды.

Современные модели еврейского костюма

В современном мире традиционная одежда евреев продолжает оставаться достаточно популярной. Обязательными элементами религиозных представителей этой народности являются ермолка и накидка (фото).

Несмотря на то, что внешне подобные предметы гардероба немного упростились, полноценный национальный наряд часто надевают на собрания и разные торжественные мероприятия.

Национальный еврейский костюм является своеобразным отражением особенностей традиций этого народа. При этом они остаются верны своим обычаям и взглядам.

Традиционная одежда евреев достаточно колоритная, что позволяет им выделяться из толпы, облачаясь в вещи в национальном стиле.

Зачем нужны пейсы и шляпы?

А как же моя неповторимая индивидуальность?

Почему соблюдающие евреи одеваются одинаково? К чему такая «квадратность»? Ведь можно выглядеть уважительно в белом костюме и без шляпы? Почему не оставлено места для индивидуальности?

В качестве предисловия приведём две истории из не очень далёкого прошлого нашего народа.

Начало 19-го века. В самом разгаре царствование Николая I — того самого, что издал указ о кантонистах. Этот страшный указ затмил собой бесконечную череду других, порождённых неутомимой фантазией деспота и его приближенных. Один из них — запрет на… ношение традиционной еврейской одежды, бороды и пейсов.

Откупаются огромными взятками, прячутся по домам, закрывают бороды платками и молятся об отмене указа .

Многие евреи вздыхают — « опасность для жизни » — и со слезами сбривают бороды.

Но есть целые группы, в частности, молодых гурских хасидов, — которые провозглашают: это — «Гзерот а-шмад» — попытка покончить с еврейством, нельзя соглашаться; умрём, но не сдадимся! — и прячутся в бункерах, где продолжают учить Тору, делясь друг с другом скудной едой, и сохраняют свой еврейский вид.

Что заставляло евреев во все времена отчаянно бороться за сохранение специфически еврейского облика? И почему этот облик так раздражал ненавистников евреев?

Есть галаха — еврейская одежда должна отличаться от одежды окружающих народов. Так, чтобы еврея было видно издали. Но одинаково ли? Хасиды разных течений и потомственные « йерушалми» свято хранят аутентичный облик своих дедов, сформировавшийся за сотни лет.

Знающие люди по цвету чулок, материалу халата и форме штраймла могут безошибочно определить: это йерушалми, это хасид такого-то адмора, это бахур, а этот уже женился.

А одежда «литовских» евреев сильно отличается от хасидской и больше напоминает европейскую, но всё-таки резко выделяется из окружающей разношёрстной толпы.

Это — индивидуально, а вместе еврейский народ сражается (в идеале) за прославление имени Вс-вышнего. Как солдаты разных видов войск носят свою особую форму, так и верующие евреи носят особую форму, которая разнится от одного течения к другому.

В каждом из них сражаются с общим врагом — силами нечистоты, своим особым видом оружия: где больший упор делается на изучение Торы, где-то — на молитву. Одинаковая форма позволяет солдатам узнавать друг друга издали, дисциплинирует и помогает более эффективно бороться с врагом.

Потому-то вид еврея так раздражает антисемитов, которые хотели бы, чтобы Имя Творца не присутствовало в этом мире.

Сейчас, когда Бейт а-Микдаш разрушен, каждый еврей, верный Торе, состоит на действительной службе — приближении Геулы, Избавления. К сожалению, нас мало, а враг всё атакует . Каждый воин на счету.

Во время войны, если солдат снимет форму и скроется в толпе, его сочтут дезертиром, как бы он ни оправдывался…

Несколько слов об индивидуальности. Всем знакома пословица: «Встречают по одёжке, а провожают — по уму». Если понимать «ум» в более широком смысле — как личные качества каждого человека, то понятно, почему «провожают по уму».

Например, какие убеждения он разделяет (насколько они глубоки — это уже вопрос его «индивидуальности»). Внешний вид еврея выражает его верность идеалам Торы и готовность следовать за ними при любых обстоятельствах. Как минимум — желание, чтобы его воспринимали именно так.

Это — исключительная индивидуальность еврейского народа как одного целого.

Моше Рабейну удостоился принести Тору народу Израиля тем, что полностью очистил себя от всяких примесей и стал чистым проводником воли Вс-вышнего. Для этого ему понадобились долгие годы напряжённой индивидуальной духовной работы.

Каждый из нас стоит перед индивидуальным полем работы над собой. Ему необходимо выкорчевать свои индивидуальные сорняки и колючки и вырастить свой индивидуальный урожай.

В заключение несколько слов поборникам «индивидуальности в одежде». Можно спросить, готовы ли они выйти на улицу в таком «индивидуальном» наряде, что все прохожие остановятся, разинут рты, а потом будут долго крутить пальцами у виска? Если да, то дальнейшие вопросы, конечно, отпадут.

Но, как правило, большинство людей одеваются (или раздеваются), как принято в кругу, к которому они себя причисляют.

Еврей в белом костюме (в наше время), может быть, будет «уважительно» выглядеть, как голливудская звезда или финансовый воротила из Далласа, но не как еврей, который стремится выполнить волю Творца.

Современные модели

В современном мире традиционный еврейский костюм все еще достаточно популярен. Религиозные евреи также используют ермолки и традиционные накидки. Полноценный костюм используется для различных торжественных мероприятий и собраний.

Нередко в национальные наряды облачаются и для исполнения традиционных танцев. В этом случае женщины используют более современные варианты, поскольку в традиционном облачении двигаться не совсем удобно.

Традиционный еврейский костюм – это отражение всех особенностей мировоззрения этой нации. Каким бы переменчивым ни был мир вокруг, евреи успешно подстраиваются под изменения в нем. Так и их национальная одежда, меняясь в зависимости от эпохи и места обитания, остается уникальной и не похожей на костюмы других народностей.

Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи? Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.

Евреи – народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам). Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи – близкие родственники, примерно как русские с поляками.

Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи. Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы. Людям современным и далёким от религии – а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях – она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной». Как выглядит национальный костюм евреев? Черные сюртуки, шляпы, пояса – эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка – круглая шапочка. Однако это далеко не все детали еврейского гардероба. Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.

Ссылка на основную публикацию
Похожее