Что такое парча
Ткань, достойная королевских особ – так считали в Х веке и множество следующих веков. Такая парча — ткань на основе из шелка появилась в Китае, ее сразу полюбил император. Он приказал перешить все свои наряды, отдав предпочтение парче – плотной ткани с шелковой основой. Его примеру последовали монархи из других стран, парча разошлась по миру.
В Индии создали уникальную сияющую материю с цветочным рисунком, которая переливалась множеством цветов, назвав ее кинхаб. Византийцы инкрустировали готовое полотно драгоценными камнями, вручную вышивали орнамент.
Парча стала практически бесценной. За разглашение секретов производства лишали головы. Но технологии просочились в Европу, а затем и в Россию. Отечественное массовое производство началось лишь в XVIII веке.
Технология изготовления
В XVIII же веке ткачи нашли, что производить материал из драгоценных металлов нерентабельно – выглядит парча дорого, но и изнашивается быстро. На смену пришли хлопчатобумажные волокна, обмотанные тончайшей металлической окантовкой. Златотканой парча осталась только на словах.
Изобретение искусственных волокон еще более удешевило ткань. А добавление люрекса – блестящей пленки, вплетаемой в ткань для придания блеска – сделало ее доступной и практичной. Появление в составе эластана придало парче мягкость, она стала легкой, приятной на ощупь и совсем нежесткой.
Современную материю изготавливают вручную, с использованием древнейших технологий, или на ткацких фабриках и мануфактурах.
Посмотрите на работу фабричного станка, производящего парчу:
Свойства
Парча имеет следующие отличия:
- Если в составе содержится металл, золотая или серебристая нить со временем тускнеет, деформируясь под частым механическим воздействием.
- Под прямыми солнечными лучами подвержена выцветанию.
- Прочная и износоустойчивая.
- Используется в качестве драпировки.
- Не мнется.
Разновидности ткани
Парчовые материалы классифицируют в зависимости от состава:
- Шелковые. В основе шелковая материя, которая вышивается вручную или производится на основе жаккардового переплетения (жаккард – ткань с крупным узором). Жесткая, не мнущаяся, хорошо держит форму.
- Вискозные. Не эластичная ткань из вискозы и люрекса, с еле заметным приятным блеском. Не изминается, не теряет форму.
- Лайкровые. Полностью синтетическая парча из полиэстера и эластана. Легко подвержена растяжению.
Разновидности парчи также могут включать хлопковые или шерстяные вплетения. Материал становится легче, повышается теплоизоляция.
Влияние на качество изделия оказывает и страна-производитель, что видно из таблицы:
Название | Производитель | Отличительные свойства |
Кинхаб | Индия | Шелковая с цветочным узором, золотыми/серебряными нитями |
Бафта | Шелковая, украшена золотыми штрихами | |
Амру | Из разноцветного шелка, тонкая | |
Нанкинская или «облачная» | Китай | Соткана вручную, переливается разными цветами, воздушные узоры, самая древняя и дорогая |
Глазет | Россия | Гладкая, узорчатая, расшита цветным шелком |
Особенности
Парча, как разновидность шелковой ткани, пришла к нам с Востока. Слово имеет персидское происхождение, в переводе оно означает «материя». Родиной этой ткани считается Китай. Именно там, в конце 13 века парча появилась на свет. Далее она начала свое путешествие по свету, завоевывая сердца знати, королей и императоров.
Шторы из парчи – идеальный вариант для классического интерьера.
Изначально в парчу вплетали нити драгоценных металлов, благодаря чему ткань получалась очень дорогой и тяжелой. А в Византии изобрели способ сделать и без того дорогую ткань по-настоящему бесценной: золотые и серебряные нити сочетали с искусной вышивкой, жемчугом, рубинами и изумрудами.
Традиция ручного изготовления парчи еще сохранилась на Востоке, но во всем остальном мире производство парчовой ткани подверглось значительным изменениям. В большинстве случаев в качестве основы используют не шелк, а вискозу. Нити золота и серебра заменяют люрексом. Материя не утратила своего блеска и красоты, но стала более легкой и практичной в уходе.
Достоинства и недостатки материала
Чтобы понять, причины популярности парчи, стоит обратить внимание на преимущества материала:
- Прочность. Трения, частое использование и даже время парче не страшны. Полотно не изнашивается за счет металла в составе и особого переплетения нитей.
- Привлекательный внешний вид. Тактильные ощущения, переливы и узоры привлекают взоры модниц со всего света. Естественные складки, образующиеся во время носки, выгодно подчеркивают силуэт, придавая шарм и элегантность.
- Не нужен подклад. Ткань плотная, хорошо держит форму, не мнется, поэтому в подкладке не нуждается.
- Легко комбинировать. Сочетаемость с другими тканями позволяет не ломать голову при подборке образа.
- Просто обрабатывать. Хорошо режется, края не ползут, не образуются перекосы. Отлично подходит для драпировки.
Недостатков у парчи не много, например:
- Металлические нити быстро теряют блеск, выцветают и вышаркиваются. Из-за этого теряется «царский вид», тканевая поверхность тускнеет.
- Чтобы сохранить достойный внешний вид, требуется специальный уход, отнимающий время.
- Ценовая политика доступна далеко не всем потребителям. Ручная вышивка, шелковая основа, драгоценные металлы в нитях поднимают стоимость полотна до невообразимых высот.
Доспехи для «Поля золотой парчи»
Мы уже говорили на страницах ВО о том, что ПР («паблик рилейшнз») существовали всегда, хотя именно так до 1807 года их никто и не называл. Строились величественные дворцы и высекались огромные статуи, шились роскошные одежды и закатывались фантастические пиры и все лишь для того, чтобы наглядно подчеркнуть превосходство одних людей над другими. И, конечно, все эти огромные дворцы и величественные памятники, а также гигантские корабли строились, чтобы производить впечатление на соседей того или иного государства. «Мы можем – вы нет!» Вот и вся логика этих сооружений. Ну, а одним из ярких примеров такого рода соперничества стал турнир на «поле золотой парчи», о котором мы вам сегодня и расскажем.
Высадка Генриха VIII во Франции. Автор оригинала – неизвестен. Копия Дж. Бэзире (1774).
А было так, что в начале XVI в. отношения между Англией и Францией все еще оставляли желать много лучшего. Столетняя война вроде бы давно закончилась, но английские короли все формально считали себя наследниками французского трона. С другой стороны, после истребительной войны Роз Англия была заинтересована в том, чтобы укрепить свои позиции на континенте, так что прочный союз с Францией для нее был выгоден. Французский король Франциск I и король Англии Генрих VIII, понимая это, договорились о встрече на границе неподалеку от города Кале, чтобы… никому из них не было обидно.
«Поле золотой парчи», гравюра Дж. Бэзира (1774) по картине XVI в.
Дело в том, что Кале в то время еще принадлежал англичанам, поэтому встреча должна была состояться на «нейтральной территории» между двумя странами. Для этого прямо в поле был выстроен лагерь, ставший самым настоящим городом. В работах было задействовано более 5000 рабочих, которые выравнивали территорию, копали ямы, забивали столбы и поставили около 2800 палаток, на которые пошло просто феноменальное количество бархата и золотой парчи, как раз и давшей название этому историческому событию. В свиту обоих королей и с той, и с другой стороны входило несколько тысяч человек придворных и слуг.
Рыцарский доспех Генриха VIII 1520 г. Рис. А.Шепса.
По приказу Генриха VIII там был построен дворец, внутренний двор которого имел площадь 90 на 90 метров, а его общая площадь составляла около 10 тысяч квадратных метров. На двухметровом кирпичном фундаменте возвышались стены десятиметровой высоты из ткани, расписанной под камень и натянутой на деревянные опоры. Крыша тоже была матерчатой, но казалось, что сделана она была из металла. Особенно сильное впечатление производило множество стеклянных окон, из-за которых он получил название «хрустального», так что тот, викторианский «хрустальный дворец» имел в прошлом вполне достойного предшественника. Пиком богатства и показной расточительности стали фонтаны из красного вина, устроенные перед дворцом.
Доспех 1520 г. с поллэксом.
Обратите внимание на решетку забрала с крупными отверстиями, которые могли использоваться и для наблюдения, и для дыхания. Последнее было очень важно, поскольку рыцари в металлических доспехах сильно перегревались, так как железо доспехов являлось отличным теплоизолятором. При этом особенно важно было охлаждать лицо и голову.
Генрих VIII. Картина Ганса Гольбейна (14971498–1543). Картинная галерея Уолкера.
Франциск I возвел столь высокий шатер, что он выглядел как самая высокая из известных башен. Башня была увенчана статуей святого Михаила, повергавшего дракона. В нем было четыре больших зала, обтянутых голубым бархатом, расшитым золотыми лилиями. Первая встреча монархов произошла 7 июня 1520 года. Причем, как и сегодня, при встрече президентов, вся церемония была расписана буквально поминутно таким образом, чтобы ни одна из сторон не была бы ущемлена. Оба короля были роскошно одеты и разглядывали друг друга с законным интересом, что немудрено. Ведь они были почти что ровесниками (Генриху на момент встречи исполнилось 29 лет, а Франциску – 25), оба славились своей образованностью и передовыми взглядами.
Доспех с поллексом крупным планом.
Но хотя первая встреча монархов и прошла в «теплой и дружественной обстановке», надежды на союз погубило соперничество между французами и англичанами, возникшее из-за неправильной целевой установки этой встречи. Практически каждый ее участник не жалел ни сил, ни средств, чтобы продемонстрировать всем остальным, и в первую очередь противной стороне, свое великолепие. Две недели пиров и турниров вылились таким образом в самое что ни на есть неприкрытое соперничество, ничего общего с «инженерией согласия» (а именно это и есть ПР!), не имеющее!
Кулет – «латный зад» доспеха с поллексом.
Для одних только турниров было изготовлено: копий – 1500, мечей – 1000 для поединков всадников и 600 двуручных мечей для пеших поединков.
Франциск I. Картина Жана Клуэ, Лувр, Париж.
На пирах обе стороны съели более 2000 баранов, около 700 морских угрей и… 50 цапель. Но ведь кроме знати на встрече присутствовали также ее приближенные, их свита и их слуги. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что только лишь для свиты английского монарха за время встречи было забито свыше 2200 голов скота. Как и было принято в это время, люди объедались, опивались и именно этим и демонстрировали противной стороне свое превосходство и так укрепляли имидж своего государя.
«Доспех с юбкой» 1520 г.
На первых порах монархам удалось достичь определенного взаимопонимания и общности интересов, но все достигнутое такой высокой ценой разрушил «Его величество случай». Генрих VIII, мужчина крепкого телосложения и физически развитый, решил вызвать на борцовский поединок французского короля, явным образом уступавшего ему в габаритах. Поэтому Генрих не сомневался, что победа достанется ему. Но вышло так, что Франциск I провел захват и сумел бросить Генриха на землю. Для обидчивого англичанина это было слишком, и со своим поражением он смириться не мог. Будь он немного поумнее, он бы лишь порадовался тому, что сама судьба дала ему возможность заслужить расположение французского короля (лично я бы ему, например, просто поддался – ну что стоит раз поваляться на земле ради политической победы в итоге), но… люди того времени хотя и считали себя образованными, не имели представления о том, какими способами добиваться успеха. В итоге все получилось так, как оно получилось…
«Доспех с юбкой». Вид спереди.
Впрочем, наделал ошибок и Франциск, вместе со своей свитой перестаравшийся по части роскоши: ведь Франция была богаче Англии и «Поле золотой парчи» это еще раз подчеркнуло и показалось англичанам обидным.
Ковер с изображением поединка Франциска I с Генрихом VIII.
Встреча королей закончилась 24 июня 1520 года торжественной мессой, после которой всем участникам было даровано отпущение грехов участникам. Но как бы там ни было, ничего хорошего из встречи не вышло. Хотя двухлетний французский принц Франсуа и четырехлетняя английская принцесса Мария и были помолвлены, ввиду их малолетства она в итоге так и не была подтверждена. Всего лишь два месяца спустя после «поля золотой парчи» Генрих VIII заключил союз с Карлом V, а он являлся злейшим врагом Франциска I. А через два года и Англия, и Франция начали очередную войну.
На этом фото из Королевского Арсенала хорошо видно, как был устроен «доспех с юбкой», надежно защищавший своего владельца практически от всех видов турнирного оружия. Обращает на себя внимание опять-таки перфорированное забрало, устроенное так, что оно обеспечивало и хороший обзор, и вполне приличную вентиляцию.
То есть огромные средства были брошены в топку тщеславия и не привели ни к какому положительному результату. Нет, в целом-то, результат, конечно, был – теперь мы знаем, что «вот так делать не надо», то есть негативный опыт – тоже опыт, и ценный. Но вот тогда на последствия этого «поля» и англичане, и французы смотрели как на сплошное разочарование. Впрочем, после «поля» осталось не только разочарование. Остались доспехи, изготовленные для короля Генриха VIII, и сегодня мы можем именно по ним судить о мастерстве мастеров-доспешников, служивших в 1520 году британской короне.
Знак Ордена Подвязки на «Доспехе с юбкой».
Известно, что Генрих VIII очень переживал из-за того, что его страна зависит от импорта иностранных доспехов, а своих не производит, из-за чего он решил попробовать пригласить на работу в Саусворк итальянских оружейников. Но по какой-то неизвестной нам причине сделка эта сорвалась. Но Генрих был упорен и в 1515 году пригласил приехать в Англию мастеров из Германии и Фландрии, которые на этот раз согласились и стали работать в созданной для них оружейной мастерской в Гринвиче. Надо сказать, что английская знать закупала доспехи по всей Европе. Кто-то побогаче заказывал их известным мастерам, кто-то покупал доспехи у заезжих торговцев, которые кузнецы тут-же подгоняли им по фигуре. Поэтому доспехи они носили по последней моде, но нередко использовали и своеобразный «микс» из старья и современных деталей, купленных по случаю.
В любом случае влияние итальянской школы, влияние которой в Англии, по-видимому, было очень сильным, и школы германо-фламандских мастеров, приглашенных королем Генрихом, вызвало к жизни появление доспехов своеобразного «гринвического стиля».
Впрочем, этот самый «гринвичский стиль» оказал довольно малое влияние на доспехи основной массы рыцарей Англии, поскольку главным заказчиком Королевских мастерских в Гринвиче был сам король, которого их мастера и обслуживали. Многие из этих доспехов сохранились и сегодня, и их можно увидеть в Королевском Арсенале в Лидсе. Всего известно четыре доспеха, принадлежавших лично Генриху VIII. Один его доспех находится в Виндзорском замке, а два, по мнению специалистов, они также принадлежат Генриху VIII – экспонируются Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Солереты «медвежья лапа».
Прежде всего, это весьма специфического вида доспехи для пешего поединка, специально сделанные для состязания на «Поле золотой парчи». Весят они 42,68 кг и устроены так, что закрывают абсолютно все части тела. Но…завершить эти доспехи до конца так и не удалось. Французы изменили правила турнира и попросили англичан изменить соответствующим образом турнирные доспехи. Поэтому-то этот доспех завершен и не был. Зато королю в тот же год сделали другой, получивший название «тонлет» или «стальная юбка».
Поскольку время поджимало, то доспех делали явно в спешке, поэтому мастера пошли по принципу «конструктора»: взяли часть деталей от какого-то более раннего доспеха и только некоторые для него изготовили заново. При этом показать «единство» всех его деталей должна была… единообразная гравировка, сделанные на нем резцом.
Доспех вышел довольно специфичным. Во-первых, у него был огромный бацинет, сделанный в Милане (о чем говорит штамп оружейной мастерской города Миссаглии на задней стороне шлема), но с измененной формы забралом. Наручи были сделаны из деталей старых доспехов, а у поножей имелись специальные пазы для шпор, которые требовались всаднику, но не нужные для пешего доспеха. Наплечники – из перекрывавших друг друга пластин – отличительная черта мастерской в Гринвиче. Левый (если смотреть спереди) – из восьми полос, правый – из семи. Юбка состоит из девяти полос спереди и сзади, с петлями слева и закрепленная ремнем и пряжкой справа. Вамбрасы и латы ног, вероятно, были сделаны в Италии или во Фландрии, и они были явно взяты для этого доспеха от каких-то более старых лат. Травленная отделка сохраняет следы позолоты и включает изображения: Святого Георгия, Богородицу и Младенца по обе стороны бацинета и на наплечниках; Орден Подвязки вокруг шеи бацинета, а сама подвязка изображена на ноге слева. Юбка изначально была позолочена и украшена гравировкой, изображающей стилизованную листву в верхних рядах, а ниже – тюдоровские розы. Оригинальная отделка доспеха на момент его создания, возможно, была черной, что создавало яркий черный и золотой клетчатый узор. Судя по размерам доспеха, рост его обладателя должен был составлять не менее 1875 мм. Вес доспеха 29.28 кг.
Где применяют парчу
Парча относится к многофункциональным тканям. Однако повседневную одежду из нее шить дорого и непрактично. Поэтому парчу применяют для изготовления:
- Свадебной одежды или вечерних нарядов.
- Костюмов для актеров театра, кино.
- Изображений исторических деятелей XV — XVIII веков.
- Церковной рясы.
- Сумок и аксессуаров.
- Обивки мягкой мебели, гобеленов.
- Головных уборов.
- Скатертей, покрывал на кровати, диваны.
- Штор.
- Обуви.
Как правильно ухаживать за материалом
Уход требуется особый, бережный. Машинная стирка губительно сказывается на металлических волокнах. Предпочтительно стирать изделие вручную или отдавать в химчистку, где его профессионально очистят, соблюдая рекомендации.
Стирка
Обязательно сохраните ярлык, где описаны рекомендации по температурному режиму стирки, возможности отжима и машинной сушки. Ответственно подходите к выбору порошка, агрессивная щелочная среда негативно сказывается на вставках из благородного металла.
Для машинной стирки выбирайте деликатный режим при 30°C. Ручная стирка предпочтительнее, она осуществляется в теплой мыльной воде.
Иногда изделие достаточно будет пропылесосить или пройтись пароочистителем. Касается обивки мебели, скатертей, штор.
Как правильно сушить и гладить
Барабанная сушка категорически запрещена. Машинный отжим также противопоказан. Парча слегка отжимается руками. Сушится в естественных условиях в расправленном виде на горизонтальной поверхности.
Следует избегать прямого попадания солнечных лучей и воздействия радиаторных батарей.
Глажка в большинстве случаев не нужна, так как парча практически не мнется. В гигиенических целях рекомендуется при необходимости пройтись утюгом по шву с изнаночной стороны. Утюг нагревают до средней температуры. Проглаживать материал лучше через влажную ткань, марлю.
Пока дожидаетесь высыхания ткани, посмотрите модные советы о том, как и с чем носить парчу:
Стоимость ткани
Цена за метр напрямую зависит от страны-изготовителя, состава ткани и способа производства (соткана вручную или на заводе). Серебряная и золотая парча на шелковой основе, изготовленная и расписанная вручную стоит баснословных денег. Однако выглядит действительно шикарно, по-королевски.
Средний разброс цен с учетом некоторых нюансов указан в таблице:
Производитель | Состав (%) | Цена (руб/м) |
Франция | Хлопок – 45 Полиэстер – 40 Металлические волокна -15 | 5300 |
Вискоза – 57 Шелк – 16 Хлопок — 13 | 7500 | |
Италия | Шерсть – 80 Шелк — 20 | 17000 |
Китай (завод) | Химические волокна | От 600 |
Отзывы покупателей о парче
Отзывов много, зачастую они неоднозначны, что вполне закономерно. Вот некоторые из них:
- Учитывайте усадку. Парча сильно садится после первой стирки.
- В интерьере парчу используют с осторожностью, чтобы не утяжелить общий вид декора.
- Отлично смотрится на театральных нарядах. Яркая, привлекает внимание зрителей.
- В материал въедаются пятна. Вывести их способна лишь химчистка.
- Стильно и дорого смотрится в сочетании с бархатом.
- При выборе парчовых штор обязательно берите в расчет высоту потолка. В хрущевке смотреться совсем не будут.
- Важно, что не сминается, сейчас редко встретишь подобный материал.
Парча – это всегда модно и дорого, но не всегда практично. Приятно отдать дань моды, окунуться в атмосферу королевской эпохи, сшив платье или шторы из парчи. Не менее приятно созерцать театральное представление, в котором яркие костюмы актеров отливают приятным блеском за счет свойств материала.
Хотите жить в роскоши, спать на парчовом покрывале или носить одежду из парчи, представляя себя древним правителем? Не забудьте сохранить полезные таблицы, поделиться интересной историей с друзьями. Обязательно скиньте ссылку на статью знакомой швее.
Игра столов
Продемонстрировав друг другу великолепие одеяний и шатров, монархи начали соперничество на пирах, которые они друг для друга поочередно устраивали. Все участники «поля золотой парчи» тут же показывали свою доблесть в деле поглощения еды и напитков. На столах стояли не только похлебки, бульон и хлеб, но и домашняя птица и дичь, угри, рыба запеченная и на пару, пироги и мясо жареное и тушеное. Подавалась и «экзотика» — лебеди и цапли (более 50 штук). Все это обильно запивалось элем и вином. Только англичане закупили 6475 птиц, около 100 000 яиц, 3406 баранов и ягнят, 842 теленка и 373 быка. Мы точно не знаем, но, вероятно, сопоставимое количество еды дала и французская сторона. Лорды и месье немало потрудились, уничтожая всю эту провизию. Люди называли эти пиры «восьмым чудом света», так хорошо поработали повара.
На банкете. (commons.wikimedia.org)
Обжорство сопровождалось маскарадами. На пирах во что только не одевались — однажды англичане надели восточные наряды и голубые шелковые римские тоги с надписью «Прощай, молодость!» Стараясь затмить друг друга, короли услаждались еще и выступлениями танцоров и музыкантов, театральными постановками, а также устраивали рыцарские турниры и состязания по борьбе и стрельбе из лука. На «поле золотой парчи» привезли 1,5 тыс. копий, 1 тыс. мечей для боев верхом и более 1100 мечей для пеших поединков.
На «поле золотой парчи». (wikigallery.org)